Когда мы приносим в жертву темную сторону нашей личности, мы освобождаем пространство для того, чтобы свет Духа направлял нас на нашем пути к душе. Когда мы кладем наши неврозы, фобии и запреты на алтарь ужасной, темной матери-богини Кали и даем им разрушиться, мы позволяем глубинам души проникнуть в нашу жизнь.
Скрытый код Кали заключается в разрушении тени в нашей личности и сообществе. Код Кали помогает нам трансформировать эту темноту и сознательно использовать свой потенциал к свету, укорененный в тени. Так, сердитый, агрессивный индивид может научиться сублимировать служащую себе агрессию в альтруистическкую защиту бесправных. Кали берет грехи и несчастья своих детей и превращает их в собственное страдание. Она защитница угнетенных и убийца тиранов, и она восстанавливает справедливый порядок в мире. Ее часто одинаково неправильно воспринимают на востоке и на западе как темную богиню – но темнота, которую она изображает, является воплощением темной стороны коллективного, которое она вбирает в себя для того, чтобы мы могли жить в свете, мире и изобилии.
Кали является свирепой темной богиней, которая ампутирует темноту нашей души и оставляет место для света. Каждый раз, когда в жизни теряется баланс, теневые аспекты индивидуального и культурного занимают центральное место. В такие периоды дисбаланса в индивиде и в сообществе скрытый код темной богини Кали воплощается в нашей жизни для того, чтобы разрушить темноту личности и высвободить пространство для появления нового сознания. В то время, как новое сознание возникает в пространстве Адити (древней богини пустоты и нового творения), это может произойти только тогда, когда Кали расчистит сознание темноты для появления нового. И Кали, и Адити являются богинями, не состоящими в отношениях, и поддерживают ритм разрушения и творения внутри личности индивида и коллективного человеческого сознания. Мудрость скрытого кода архетипа Кали останавливает индивидов на их пути и заставляет обратить внимание на те аспекты своей личности, которые остаются в тени, так, чтобы процесс созидания души мог продолжаться. Кали пугает и очаровывает нас. Кали превращает наши отношения и адаптации в бессильные, в то же время давая нам силы выбирать новые способы воспринимать и справляться с жизнью и ее травмами. Она проживается нами как парадокс внутри психики. Она кровожадная богиня, но она также вливает в нас новую страсть и надежду на изменение. Она темна, но в то же время она открывает дорогу свету в нашей личности, сияющему через темные облака тяжелой жизненной ситуации, в которой мы оказываемся. Она воплощает собой Complexio Oppositorium – единство противоположностей в нашей личности.
Миф о Кали
Самый распространенный образ Кали – образ гневной богини, разрушающей зло и пожирающей его. Воинственный аспект Кали воплощает Дурга, призванная богами для борьбы с демонами. Дурга создается богами, когда они доходят до последней черты в поддержании мирового порядка. Когда противник выходит за рамки, с которыми могут справляться боги, они вкладывают свои энергии в сотворение Дурги. Ее лицо создал Шива, ее волосы – бог смерти Яма, а ее руки – Вишну. Шива подарил ей трезубец, Вишну – диск, а бог Гималайских гор подарил ей льва, на котором она могла бы ездить. Она воплощает собой силу богов и была создана, чтобы защищать их. Когда ситуация выходит из-под контроля богов, они зовут Дургу для того, чтобы восстановить космический порядок и благосостояние. Как и Вишну, Дурга воплощается снова и снова, чтобы восстановить космический баланс.
Демон-буйвол Махиша вел аскетический образ жизни и получил дар от богов, который делал его неуязвимым для любого мужчины – никто не мог его убить. Он даже не думал о том, что ему могла быть нужна защита от женщин! Позднее он стал терроризировать богов, которые чувствовали себя переполненными и позвали Дургу спасти их. Она победила Махишу и восстановила космический порядок. В нашем текущем культурном контексте интересно отметить, что когда мужские инициативы и дела достигают своих пределов, спасти нас может именно энергия богини-воина. Наделенные силой женщины, такие, как д-р Кондолиза Райс, сенатор Хилари Клинтон, бывшая премьер-министр Англии Маргарет Тэтчер, бывшая индийская премьер-министр Индира Ганди, Мать Тереза, Карлтон С.Фиорина (бывшая председатель компании Hewlett Packard) и тысячи храбрых американских женщин в вооруженных войсках все несут в себе скрытый код архетипа Дурги.
В сражении с демонами Кали появлялась дважды, чтобы помочь Дурге. В первый раз это случилось, когда в битве демоны приблизились к Дурге со своим угрожающим оружием. Это спровоцировало и разозлило Дургу, и внезапно богиня Кали возникла перед ними из ее лба, готовая к сражению. Она разорвала и раздавила демонов. Позднее в битве Дурга позвала Кали помочь ей победить демона Рактабиджу (того, кто возникает заново из капли собственной крови). Он обладал способностью постоянно воспроизводить себя, как только капля его крови касалась земли. Поранить его означало его размножить. Кали разрушила этого демона, выпив всю его кровь.
В этих двух эпизодах о Дурге Кали предстает как воплощенная ярость Дурги. Кали играет похожую роль в связи с Парвати, нежной супругой Шивы. Когда Шиве угрожает демон Дарука, который может быть разрушен только женщиной, Шива призывает на помощь Парвати. Парвати тогда входит в тело Шивы и превращает себя в Кали через яд, который хранится в горле Шивы. Кали теперь разрушает демона Даруку, успешно играя роль темного, свирепого аспекта Парвати.
Кали также появляется в мифе о Сати, первой жене Шивы. Когда отец Сати Дакса приводит в ярость свою дочь, не приглашая Шиву на великий ритуал жертвоприношения и позднее оскорбляет Шиву в его отсутствие, Сати приносит себя в жертву в знак протеста. Перед принесением себя в жертву Сати в гневе отрезает себе нос – знак призыва своего темного внутреннего двойника Кали, который появляется, чтобы спасти ее честь. Сати, в гневе, превращает себя в десять богинь, Дасамахавидья. (Даса – десять, маха – великий, видья – богини мудрости). Первой из этих десяти богинь была Кали.
Кали играет центральную роль в тантризме, особенно в практиках тантры левой руки или кундалини-йоге. В тантрических ритуалах, физических и духовных, искатель, садхака, стремится достичь мокши, т.е. освобождения от противоположностей в человеческой природе и психике. Ключевая тема этих стремлений заключается в соединении противоположностей: маскулинного и феминного, духовного и физического, микрокосма и макрокосма, священного и профанного, жизни и смерти, порядка и хаоса, Шивы и Шакти. Центральной темой Тантрической Йоги является обретение духовности через сексуальность. Сексуальностью здесь является не практика сексуальной близости, но скорее сексуальность как символ интеграции маскулинного и феминного потенциалов индивида или пары как духовного союза.
Искатель практикует предписанные ритуалы для того, чтобы достичь этой цели, и должен пройти через ритуал проживания пяти запрещенных вещей или принципов. Этот ритуал включает употребление вина, мяса, рыбы, поджаренных галлюциногенных зерен и тайной сексуальной связи. Эти древние предписания не должны восприниматься буквально, но скорее символически. Они позволяют искателю испытать, освоить и затем превзойти темную сторону своей природы для того, чтобы установить целостность сознания. В этом контексте Кали, богиня-покровительница тантрических ритуалов, не только символизирует темную сторону человеческой психики, но также сама представляет собой символ опыта и овладения им. Если брать это еще на более символическом уровне, то это открывает путь для интеграции тени для достижения целостности нашего существа.
Атрибуты Кали
Кали давит, топчет, ломает и сжигает своих врагов. Ее описывают как имеющую ужасающий и зловещий облик: она черная, обнаженная, с длинными растрепанными волосами. У нее четыре и более рук и она носит отвратительное ожерелье из отрезанных голов. Трупы детей служат ей серьгами, а змеи – браслетами. Ее клыки длинные и острые. На ее руках ногти похожи на когти, а с губ стекает свежая кровь. Иногда ее изображают носящей юбку из оторванных рук. Когда Кали показывают на поле боя, ее часто изображают как яростного бойца, опьяненного горячей кровью своих жертв. Она пребывает в местах кремации, где она сидит на трупе, окруженная шакалами и гоблинами. Кали обычно изображают как независимое божество, но когда ее изображают с другим богом, то этим богом является Шива, ее супруг и компаньон. Часто Кали доминирует над Шивой, который изображается пассивным в ее присутствии. Она становится его активным принципом. В конце концов она активирует Шиву, приводя его не в ярость, а в состояние экстаза. В то время как Парвати приручает, социализирует и одомашнивает Шиву, Кали возбуждает в нем страсть. Парвати является нуминозной анимой Шивы, в то время как Кали воплощает его темную и эротическую аниму. Только в присутствии пассивного Шивы эротическая сущность Кали может проявиться. Сильные женщины проявляют свою эротическую сторону, только когда мужчины, которым они доверяют, уступают их внутреннему авторитету.
Кали представляет собой женский аспект божества Кала (времени). Она является началом и концом. Она представляет энергию времени и стоит на трупе космоса, на самом Шиве. Поскольку Кали воплощает время, она носит ожерелье из черепов, символизирующее ее власть над жизнью и смертью. Ее кожа черного цвета – предельный цвет, поглощающий все остальные цвета. Как и Шива, она часто посещает одинокие места на окраинах городов. Символически Кали дает голос маргинальным аспектам общества и личности, теневым и подчиненным функциям и индивидуального, и коллективного сознания. Она воплощает ярость обесчещенного феминного.
Кали обеспечивает взгляд на мир через призму тени. Она дает понимание того, почему мы сталкиваемся с болезнями, беспорядком и анархией, почему темная сторона преобладает над светлыми силами нуминозного. Она сообщает нам о том, что существование не только про жизнь, но также и про смерть, не только про порядок, но также и про хаос, не только про здоровье, но также и болезнь, не только про добродетели, но также и про пороки. Эти полярные противоположности создают напряжение, которое мы называем жизнью. Когда Кали соединяет нас с темной стороной, она открывает нам возможность целостности.
В Тантрической йоге ее описывают как облаченную в космическое пространство, покрытую небом. В своей обнаженности она свободна от всех вуалей Майи или иллюзий о достижении власти, успеха или привязанностей. Ее гирлянда из пятидесяти голов представляет пятьдесят букв санскритского алфавита, символизируя вместилище знания и мудрости, и также представляя собой пятьдесят фундаментальных вибраций в человеческом сознании. Она носит пояс из человеческих рук, главные инструменты работы, символизирующие действие аккумулированной кармы. Это напоминает нам о том, что у нас есть способность к накоплению огромного количества позитивной и негативной кармы в этой жизни. И у нас также есть значительная возможность убрать эту карму. Однако, если мы не убираем эту карму в течение своей жизни, то мы оставляем ее как наследственную ношу для более молодых поколений, сцепленных с семейной кармой.
Три глаза Кали представляют собой прошлое, настоящее и будущее. Ее белые зубы символизируют альбедо (белизну) и чистоту души, и ее красный язык символизирует рубедо (красноту) или страсть к жизни. У Кали четыре руки. Одна левая рука держит отсеченную голову, символизирующую принесение в жертву нашей тени, а другая рука держит меч, который отрубает нити патологических отношений и созависимостей. Одна правая рука показывает жест, рассеивающий страх, тогда как другая поддерживает духовную силу. В этой форме она выступает как постоянная, безграничная, изначальная сила, участвующая в великой драме, пробуждая Шиву (бессознательный маскулинный принцип) под своими ногами.
Как скрытый код богини Кали возрождает нашу жизнь
Архетип Кали является руководящим принципом в управлении большинством наших травм. Каждый раз, когда мы сталкиваемся с кризисом в нашей жизни, с которым наше эго или существующее сознание не может справиться, мы становимся переполненными, и тогда кризис превращается в травму – это означает, что он оставляет неисчезающие шрамы на нашей психике. В этой точке мы можем регрессировать к режиму выживания через адаптацию. Кали осуществляет контроль над операцией по выживанию в экстренных ситуациях. Если мы можем чтить код Кали, наша душа может двигаться от просто выживания при травме к ее освоению, и это может вести к квантовому скачку в развитии нашей личности.
В психологии, основанной на выживании (survival-based psychology), душа активирует психические защиты, сфокусированные на выживании. Они включают:
Психотическое искажение: общее ухудшение тестирования реальности.
Психотическое отрицание: отрицание определенного аспекта внутренней и внешней реальности, основанное на общем ухудшении тестирования реальности.
Бредовая проекция: проецирование и приписывание другим наших искажений реальности.
Отыгрывание: иметь дело с эмоциональным конфликтом через действия, а не размышления и чувства.
Апатический уход: массивный отток либидо или жизненной энергии из определенного сегмента жизни.
Жалобы, отвергающие помощь: хронические жалобщики, которые просят сочувствия и поддержку только для того, чтобы оттолкнуть то, что будет предложено. Они впутывают нас в порочный круг жалоб, прося поддержку и симпатию и затем отказываясь от помощи, фрустрируя этим спасителя и заставляя его начать все по новой.
Пассивная агрессия: пассивное поведение как способ саботировать других.
Расщепление: видеть себя, другого, мир, настоящее, прошлое и будущее черным или белым, хорошим или плохим, в манере все или ничего.
Отрицание: сознательно индивид отрицает болезненный конфликт.
Проекция: приписывание своих чувств и мыслей другому.
Рационализация: избегание болезненного конфликта, когда человека скрывает истинную мотивацию, пряча ее за оправдывающим себя, неточным объяснением.
Обесценивание: себя или других, чтобы справиться с конфликтом или стрессом.
Идеализация: другого, чтобы справиться с конфликтом или стрессом. Эта архаическая идеализация, не основанная на тестировании реальности, может быть попыткой создать иллюзию мощного защитника, который как будто бы может помочь другому почувствовать себя безопасно и защищенно.
Всемогущество: ощущение превосходства по отношению к другим.
Смещение: перенос чувств на менее пугающую замещающую фигуру.
Диссоциация: защита, при которой часть сознания, которая содержит конфликт или болезненное воспоминание, отщеплена от обычного эго сознания.
Интеллектуализация: избегание чувств через фокусирование на логических объяснениях.
Изоляция аффекта: отделение от чувств, ассоциирующихся с травматическими воспоминаниями.
Реактивное образование: чувства, мысли и действия в сознании противоположны тому, что находится в бессознательном.
Репрессия: подавление болезненных чувств и их вытеснение из сознания.
Аннулирование: символические действия по отрицанию неприемлемых мыслей, чувств и действий.
Когда наша душа исцеляет травму и мы переключаемся из режима выживания к режиму освоения и овладения травмой, скрытый код Кали активирует высшие функции души. Они включают:
Предвосхищение: способность выстраивать плотину перед наводнением.
Установление связи: способность создавать сообщество и братство равных.
Альтруизм: способность жертвовать индивидуальными выгодами ради благосостояния сообщества.
Юмор: способность смеяться над собой и обладать игривым отношением к приливам и отливам жизни.
Самоутверждение: способность предъявлять себя настоящего и быть аутентичным человеком.
Сублимация: направление потенциально неадекватных чувств и импульсов в социально адаптивные и полезные выборы и поведение.
Сдерживание: сознательное сдерживание болезненных мыслей и чувств. Подавление, в отличие от сдерживания, представляет собой бессознательное сдерживание болезненных мыслей. Отрицание является сознательным избеганием конфликта, который возникает в текущей реальности.
Способность к воображению: психологическая способность фантазировать, мечтать, создавать ментальные образы и идеи и внутренние репрезентации внешних событий и возможностей.
Духовность: доверие, вера и убежденность в том, что существует более высокий центр сознания, который направляет нашу жизнь.
Создание символов: когда наше сознание достигло порога своей возможности справляться с жизненными кризисами, травмой, вызовами развития, инициацией или переходом, скрытый код активируется для того, чтобы поддержать и направить сознание. Тогда он дает нам символ через сон, фантазию, синхронистичные события, болезнь или какие-то внезапные отношения, которые нас направляют. Символ является самым лучшим из возможных рецептов, которые скрытый код вселенной нам предлагает, чтобы мы могли справляться с тупиковыми жизненными ситуациями. Символ пробуждает ощущение заинтригованности, глубокие чувства и переживание нуминозного. Если мы признаем наш символ, ценим его и работаем с ним, он будем направлять нас, добавляя мудрость бессознательного и архетипов к сознательной ситуации. Это делает более глубоким наше понимание, управление и овладение текущим жизненным кризисом.
перевод Элины Соболевой из книги Ashok Bedi “Awaken the slumbering goddess.The latent code of the hindu goddess archetypes”.