Пожалуй, очень мало найдется на свете людей, которых бы в определенный период жизни не волновали сказочные и мифологические сюжеты. Есть что-то в них такое, что вызывает в нас живой отклик. Эти сюжеты, широко используемые в прошлых столетиях, и в наши дни активно заимствуются людьми искусства и находят свое отражение в фильмах, книгах, живописи, театральных постановках и музыкальных сочинениях. Вечность и вневременность этих сюжетов говорят нам о том, что они тесно связаны с тем уровнем нашей личности, который роднит нас с людьми, жившими столетия и тысячелетия назад. Несмотря на длительную историю развития сознания, апофеоз разума, технический прогресс и постоянное совершенствование высоких технологий, изменивших облик мира и современного человека, в глубине нас по-прежнему остается тот первый человек в своей близости к природе и духу.
Мария-Луиза фон Франц писала о сказках: «Если мы сложим все сказки и все истории, то увидим, что каждая из них способствует просветлению типового архетипического процесса, происходящего в коллективном бессознательном. Если вы сложите вместе двести-триста таких историй, то получите интуитивную карту структуры коллективного бессознательного и тех процессов, которые, вероятно, в нем происходят». Сказки содержат в себе ту основу, которая является своего рода скелетом нашей психики, некой универсальной ее структурой, сходной у всех людей. Во время проживания сказок мы одновременно и разные люди со своей особой историей, и одинаковые люди, которые подчиняются единой логике психического процесса. Этот процесс можно было бы сравнить с экскурсионным маршрутом. Если мы отправляемся, скажем, в поход на природу, то каждый участник похода заметит что-то свое. Для кого-то поход окажется пейзажами прекрасных изумрудных холмов, кристально-голубых озер и покрытых густой листвой равнин. Кто-то больше обратит внимание на маленьких насекомых, ползающих в траве, птиц, перелетающих с ветки на ветку, мелких зверюшек, бегающих по лесным полянам. А для кого-то этот поход останется в душе интересными беседами у костра, песнями под гитару и вкусной пищей. Опыт, который мы получим, будем совершенно разным, но наш маршрут похода будет тем же. Ландшафт нашей души при всех наших индивидуальных отличиях обладает общими вещами. Юнг и его ученица фон Франц считали сказки своего рода анатомией психики. Благодаря им мы можем больше узнать про структуру собственной души.
К.Г.Юнг считал, что мифы представляют собой глубинные слои психики в чистом виде, отражая надличностный уровень в нас. Сказки, также являясь отражением глубинных слоев человеческой психики, в то же время ближе к человеческому, нежели мифы. Поэтому если мы движемся по линии мифы – народные сказки – авторские сказки, то самый глубинный уровень, находящийся на грани с божественным, – это мифы. Народные сказки отражают коллективный уровень, но он гораздо ближе к человеческому. Авторские сказки больше раскрывают нам особенности нашей конкретной жизни, хотя при их составлении на нас также влияет и коллективное. Соответственно разный уровень проживания тесно связан с тем материалом, с которым мы работаем.
Сейчас существует множество способов работать с мифом и сказкой. Мне думается, что нет универсального способа, как нет и способа лучше или хуже. Они про разное. И каждый выбирает для себя тот вариант, который ему в данный момент ближе. По моему личному опыту работы с мифами, народными сказками и сказками авторскими (как в качестве ведущей, так и в качестве клиента), мифы проводят нас в пространство сакрального. Работа с мифами очень сложная и глубокая, она приводит нас к той черте, о которой писал Ницше, говоря, что «когда ты заглядываешь в бездну, сама бездна заглядывает в тебя». Юнг называл это встречей с нуминозным. Проживание мифа запускает мощные внутренние процессы и погружает нас в переживания, которые часто находятся на грани слов и молчания. Очень трудно переживать близость нуминозного, облекая это в слова. Поэтому часто в проживании мифов могут использоваться медитации и другие практики, позволяющие более глубоко войти в контакт с сакральным, пережить некий почти мистический опыт. И, конечно, важно понимать, что такая глубинная работа требует особо бережного отношения к себе после процесса, так как очень много разных чувств поднимается во время проживания. Это, так сказать, погружение с аквалангом на глубину для тех, кто хочет ближе соприкоснуться с тайнами океана и готов к тому, что это погружение зачастую сопряжено с очень нелегкими переживаниями.
Народные сказки, воплощая более человеческий уровень, позволяют нам соединить личное с коллективным, погружая нас в собственно человеческое, в душу человека как такового. Они, по моим ощущениям, позволяют создать тот самый «коллективный маршрут», который служит своего рода контейнером, границами нашему личному материалу, который мы хотим прожить и упорядочить в нашей психике. Это более близкий нам уровень, но это не значит, что он проживается нами менее глубоко. Сказочный материал поднимает много личных ассоциаций, которые также запускают разные внутренние процессы. При этом поскольку это материал коллективный, наше путешествие подчиняется некой внутренней логике, то есть «карте», хотя опять же маршрут может быть абсолютно разным. Одна и та же сказка в разных группах сложится в совершенно разный рисунок, как и у двух разных людей. Как мир символического сказка обладает огромным количеством граней и значений. И каждый раз мы видим разное. Она похожа на узоры на воде, которые каждый раз складываются в разные картины, но при этом материал, из которого они собираются, остается тем же. Сказка – это своего рода живая ткань нашей души, она постоянно сплетается в разные узоры.
Авторские сказки, которые, к примеру, мы сочиняем как клиенты или сочиняем для клиентов, по сути своей также подчиняются некой универсальной логике, поскольку все мы состоим из одних и тех же частиц, как на уровне тела, так и на уровне души. Однако, по моему опыту здесь мы скорее пытаемся личный материал вывести на символический уровень и потом раскрыть его и проследить его движение. В народных сказках мы движемся наоборот, мы свое личное привносим в сказку, и в этом смешении рождается нечто третье. Поэтому, на мой взгляд, авторские сказки больше отражают нашу собственную историю и больше работают на проявление личного бессознательного в нас, тогда как народные сказки в большей степени ориентированы на связывание личного и коллективного бессознательного.
Мы знаем о том, что и в древности, и по сей день в традиционных обществах сказки и мифы являются также мощным терапевтическим средством. Заболевшим людям рассказывали сказочные истории, которые метафорически описывали процесс, происходящий с больными, и этим помогали им излечиться. В современном обществе мы также используем сказкотерапию, когда хотим помочь себе или другим пройти через какие-то важные жизненные этапы, погрузиться в свои переживания, соприкоснуться со своей душой. Каждый находит для себя тот формат работы со сказкой или мифом, который для него наиболее близок, – кто-то читает сказки дома в одиночестве, кто-то предпочитает смотреть сказочные постановки, кто-то любит сам сочинять сказочные истории и потом исследовать их, а кому-то гораздо важнее разделить это путешествие с другими. Вы можете найти свой собственный способ работы со сказочным материалом и свою глубину погружения в сказочный мир. Я также очень бы рекомендовала при чтении сказки пробовать наполнять сказку своими личными ассоциациями. Так, вы можете, прочитав кусочек сказки, записать на листочке, про что для вас этот кусочек, что в вашей личной жизни он напоминает. И дальше исследовать этот материал индивидуально или с кем-то. Однако и простое чтение сказки, безусловно, оказывает целительное воздействие.
Как написал замечательный писатель и филолог Клайв Стейплз Льюис, чьими работами мы восхищаемся по сей день: «Когда-нибудь вы станете достаточно взрослыми, чтобы снова прочитать сказки». Карл Юнг писал, что всякий человек «извлекает пользу только из тех истин, которые открывает сам». Читайте сказки, в одиночку или в группе, открывайте свои собственные истины души и делитесь с другими своими открытиями. Я верю, что сказки способны соединять нас не только с самими собой, но и с другими. И хочется надеяться, что это тот источник, который способен нас объединять, одновременно отражая и нашу индивидуальность.
автор Элина Соболева