Воздействие травмы на психику.
Травма, с которой мы сталкиваемся очень рано в жизни, до того, как разовьем нашу вербальную функцию, хранится в теле как телесная память, что ведет ко множеству соматических проблем, связанных с психоидным пространством (гипотетическое пространство между телом, психикой, душой и Духом). Это вносит вклад в развитие психосоматических проблем. Такая травма имеет место до того, как сформируется крепкое эго. Когда травма очень сильна, она разрушает существующее эго. Тогда констеллируются архетипические защиты Самости, активируя спасение на архетипическом уровне. По мнению Калшеда, целью такого спасения является скорее выживание, нежели рост. Эта нечеловеческая травма взывает к божественной и архетипической защите, которая воплощена в скрытом коде Кали.
С индуистской точки зрения, однако, когда активизируется архетипическая защита, целью является не просто индивидуальное выживание, но скорее потенциальный рост всего человеческого сознания, или как называют это индусы, Дхармическое сознание. С этой точки зрения, индивидуальная жизнь приносится в жертву для того, чтобы усилить коллективное сознание. Личные интересы приносятся в жертву коллективному росту. Тогда индивид, призванный к этой жертве, проживает свой высший потенциал ради общего блага. Это как если бы травма выбирала индивида для службы в области коллективного благополучия. Это переводит нашу культуру на более высокий уровень. Когда Махатма Ганди стал жертвой насилия из-за расистского режима в Южной Африке, он был глубоко ранен и травмирован. Эта травма привела его к открытию своего глубинного потенциал к любви, позволившей ему найти контакт с божественным ядром своего врага, несмотря на его темную сторону. Это стало началом движения Ахимсы (ненасильственному гражданскому протесту) и привела человеческую цивилизацию к раскрытию более высокого потенциала. Его личная травма стала даром остальному человечеству. Гневный отклик на абьюз и травму является понятным и человеческим. Однако если мы способны подняться над личной раной и отреагировать на травму из полноты души, мы поднимаем человеческую цивилизацию на более высокий уровень культуры и осознанности. Травма является не только катастрофой для нашего Эго, но и возможностью для нашей души служить Духу.
У меня была возможность работать с очень храброй женщиной по имени Хелен. В детстве она подверглась сексуальному абьюзу со стороны своего дедушки, и это привело к глубокой травме и последующим эмоциональным проблемам и проблемам в отношениях. Поэтому она могла с легкостью остаться раненой на всю жизнь. Но вместо этого она увидела свою личную травму как призвание понимать и помогать мужчинам и женщинам, подвергшимся насилию, и теперь является очень профессиональным терапевтом в лечении травмы и ярым защитником прав и возможностей лечения для детей и женщин, подвергшихся насилию. Как и Ганди, она траснформировала свое личное несчастье в душевную возможность служить людям. Я глубоко восхищаюсь ей, и она оставила в моей душе огромный след.
В моей клинической практике с жертвами травм и с выжившими, я обнаружил, что архетипический образ Кали может быть очень полезным для понимания и работы с травматическим опытом. Эти группы пациентов включают в себя ветеранов войны, людей, выживших после сексуального насилия или ужаснейших медицинских заболеваний, таких, как рак или серьезные хирургические операции. Когда этот травматический опыт рассматривается как встреча с Кали, которая переполняет эго и защищает архаичную душу, тогда мы получаем ту основу, из которой мы можем начать путешествие по возрождению души. Активация архетипа Кали в выживших после травмы ведет к выживанию базовой адаптации за счет личностного развития. Почитание и работа с опытом, связанным с архетипом Кали, поддерживает выживание и затем возрождает душу, о чем будет говориться дальше.
Эти архетипические защиты оказывают глубокий эффект на наше эго сознание. Эго может идентифицироваться с архетипом и подвергнуться инфляции, как при нарциссизме или мании. Или, наоборот, эго может быть задавлено архетипами и стать жертвой депрессии или шизофрении. Когда активизируются архетипические защиты, они обладают архаическими, примитивными качествами, они демонические или ангельские, у них белое или черное качество, они непочтительны к эго и могут даже быть разрушительными для него, так как их единственной целью является сохранение архаической, рудиментарной Самости. Душа теперь ищет отношений или опыта, который отражает ее базовую потребность чувствовать себя любимым и полноправным. Негативный аспект этой зависимости от таких отношений заключается в том, что человек чувствует себя хорошим только в контексте таких зависимых отношений, будучи лишенным базового чувства собственной самоценности. Другие индивиды ищут причастности к группе, чтобы чувствовать себя хорошими или жизнеспособными как индивиды. Это может сделать их восприимчивыми к вступлению в разные банды и секты. Другая группа таких индивидов может искать убежища в силе обладающего властью и отцовским авторитетом индивида, как учитель, гуру или проводник. Такие люди проецируют свою силу и авторитет на эту харизматичную фигуру, а себя чувствуют личностно истощенными.
Эти архаические отношения подобным же образом активируются в матрице переноса в аналитическом контейнере между такими травмированными пациентами и их терапевтами. Пациенты могут быть зависимыми от отзеркаливания терапевтом их самоценности, от предоставляемой им дружбы или от наличия терапевта как источника силы и комфорта для них. В то время как такая зависимость может быть приемлема на начальных стадиях терапии, если эта динамика выходит за пределы начала терапии и продолжается дальше, то она может вести к постоянному обеднению эго пациента. Компетентному терапевту необходимо помочь пациентам вернуть себе свои проекции силы и внутреннего авторитета. Это трудная задача, поскольку терапевт должен помочь пациенту деидеализировать терапевта. Это настоящий вызов – уменьшить свою значимость в жизни пациента! Это сродни задаче родителей – сделать себя лишними в жизни детей по мере того, как те взрослеют и движутся к зрелости.
Руководство Кали по выживанию в Травме.
Когда мы сталкиваемся с жизненным кризисом, который находится за пределами способности нашего эго справляться с ситуацией, наша личность начинает разрушаться и мы переходим в режим выживания. В такие времена наше эго отступает и позволяет скрытому коду Кали взять на себя управление нашей жизнью и отношениями. У нашей души есть нуминозная сторона, которая сопровождает наш рост, и темная сторона, которая обеспечивает экстренное выживание. Это похоже на гражданское управление в мирное время и на военное положение во время войны. Военное положение демонического аспекта души останавливает рост и развитие души и фокусируется на простом выживании личности. Это обитель Кали, под чьим покровительством активизируются обсуждаемые выше защиты. Часто, когда травматическая ситуация разрешилась и кризис остался позади, Кали отказывается отпустить контроль, и тогда задача индивида – постепенно восстановить свое управление личностью, высвободив себя из-под власти архетипа Кали. Когда военному времени приходит конец, военное положение должно быть отменено и управление должно быть возвращено гражданским органам. Экстренный режим выживания должен быть прекращен с уважением к мирному времени роста и культуры. Следующий терапевтический подход, намеченный Калшедом, амплифицирует этот метод в отношении отдельной личности.
В аналитической работе с клиентами первой задачей может стать восстановление интегрированности эго и укрепление защитных эго механизмов. Как только эго комплекс будет укреплен, восстановленной личности придется столкнуться с трудной задачей противостояния архаическому демоническому аспекту души, который уже перестал быть полезным. На этой стадии лечения Шива или наше эго сознание может рассматриваться как усмиряющее Кали для того, чтобы восстановить правление эго комплекса. Эта задача Эго не менее сложная, чем столкновение Иова с темной стороной Яхве, о которой пишет Юнг в «Ответе Иову».
В основанной на выживании психологии экстремальной травмы, темная подавляющая часть души (более глубокие, бессознательные слои нашей личности, ответственные за выживание) порабощают эго (внешний, сознательный слой нашей личности, управляющий нашей повседневной жизнью) и могут затормозить развитие нашего истинного потенциала в пользу базового выживания. Необходимо спасти эго от захвата Кали и идентификации с ней, другими словами, от доминирования в личности примитивных архаических аспектов. Аналитическое лечение жертв травм, в которых активирован скрытый код архетипа Кали, можно суммировать следующим образом:
Важно подготовить пациентов, захваченных архетипом Кали, к перерывам, отпускам, каникулам и расставаниям. Эти приготовления позволяют эго удерживать воспоминания о светлых нуминозных аспектах Души, как и об аналитике, чтобы не попасть во власть демонического аспекта Души в эти уязвимые периоды. Возможно одна из основополагающих исцеляющих интервенций в лечении жертв травмы является способность аналитика признать «контрпереносные ошибки и чувства», то, что Ракер назвал контрсопротивлением. Эмоциональная честность аналитика – то, что помогает эго построить новую и оптимальную модель для нормальных отношений.
И наконец, пациент и аналитик должны с почтением относиться к возникающему новому мифу пациента и быть готовыми к диалогу с ним. Поскольку задачей аналитика является вынашивание нового мифа творения для пациента, необходимо чтить «незнание», поскольку знание может препятствовать возникновению нового мифа творения для души пациента. Если мы остаемся уважительными к пустоте, которую опыт Кали оставляет в нашей жизни, мы освобождаем место для новых начинаний в нашем личностном развитии. Богиня Адити руководит этим опытом пустоты и новых начинаний, о чем мы поговорим более детально в следующей главе.
Травма является божественным страданием, поскольку она активирует самые глубокие слои души, находящиеся под покровительством архетипа Кали, и может вести к росту и индивидуации не только отдельного человека, но также коллектива. Это является искуплением на пути к Дхарме: великому служению душе и мирозданию.
перевод Элины Соболевой из книги Ashok Bedi “Awaken the slumbering goddess.The latent code of the hindu goddess archetypes”.