Аналитическая психология относится к направлению так называемой глубинной психологии, в основе которой лежит идея о том, что мы — это не только то, что мы о себе знаем, но даже в большей степени то, чего мы о себе не знаем.
В глубинной психологии мы имеем дело с бессознательными процессами психики, которые во многом определяют нашу жизнь. И чем меньше мы осознаем, что с нами происходит, тем в большей степени нашей жизнью управляет наше бессознательное.
Основателем аналитической психологии является швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг. Первоначально Юнг был учеником Фрейда и опирался на его идеи о том, что существует область психики, в которой находится неосознаваемый нами личный материал. Однако позднее Юнг пришел к пониманию того, что существует и более глубокий слой — коллективное бессознательное. Это бессознательное поле, которое роднит все человечество, некий универсальный материал, который присутствует в психике любого человека независимо от индивидуальных отличий. Так, например, каждый человек в силу своего вида имеет определенное морфологическое строение, которое может варьироваться от особи к особи, но при этом в рамках заданной структуры. Аналогично и психика каждого человека имеет определенное морфологическое строение, которое у всех людей одинаково. Такое психическое строение у Юнга называется архетипами.
С архетипами мы встречаемся через архетипические образы, то есть образы, которые универсальны от культуры к культуре, от человека к человеку. Например, образ матери или отца. В каждой культуре и у каждого человека есть такой образ. Однако кроме коллективного есть и индивидуальное. Наш индивидуальный опыт добавляет что-то к универсальному коллективному образу. Это в аналитической психологии мы называем комплексами.
Вся психика человека, согласно взглядам аналитической психологии, не является монолитной, она состоит из множества заряженных кластеров, своего рода субличностей человека. Каждый кластер определен какой-то центральной темой. Например, материнский комплекс представляет собой всю совокупность опыта человека в отношении образа матери. Сюда входит и реальный опыт, полученный человеком со своей матерью, и опыт с другими лицами, которые могли замещать материнскую фигуру. Но также в этот комплекс входит и представление человека о матери, усвоенное, например, из книг, кино, сказок. То есть это некий собирательный образ, включающий в себя многогранный реальный и фантазийный опыт. В основе этого комплекса лежит архетип Матери, то есть некий изначально заданный первообраз, присутствующий в психике человека еще до рождения. У каждого человека есть мать, из поколения в поколение этот опыт закреплялся и остался в бессознательном как некая предрасположенность. На физическом уровне мы называем такую предрасположенность инстинктом. Фактически архетип представляет собой аналог инстинктов, только в психике.
Итак, психика человека представляет собой огромный мир, состоящий из большого числа различных комплексов. Центральный комплекс в психике человека — это Эго. В этот комплекс включено все, что человек о себе знает и с чем себя идентифицирует. Эго находится в центре сознания человека и формирует его сознательную личность. Основная проблема, с которой сталкивается человек, когда ему требуется психологическая помощь, связана с тем, что в психике активизируется некий другой комплекс, например, тот же материнский. Такое состояние называется охваченностью комплексом. Тогда человек в данном примере живет не из себя, а из установок и представлений о мире, исходящих от его материнского комплекса, т.е. его внутренней матери. Важно при этом помнить, что речь не идет о реальной матери. Комплекс — это всегда больше, чем реальный человек, это весь мой опыт в отношении образа матери. Подобным образом человек может быть охвачен любым другим комплексом, например, комплексом порядка, комплексом брошенности, комплексом отшельника и др. В процессе анализа человек освобождается от охваченности комплексом и может больше опираться на Эго.
Другим важным аспектом аналитической психологии является идея индивидуации — реализации человеком на протяжении жизни своего изначального потенциала. Фактически понятие индивидуации очень близко аналогичным понятиям самореализации или самоактуализации в гуманистической и экзистенциальной психологии. Индивидуация — это проявление в мире моей внутренней сути, когда я все больше могу быть тем, кем мне предназначено быть. От понятия индивидуации неотделимо юнговское понятие Самости. Самость — это внутренний Бог, глубинная суть человека, сердце его личности.
Юнг верил в то, что изначально человек рождается в тесном контакте со своей Самостью, но постепенно в ходе развития неизбежно отдаляется от нее. Так, например, рождается мальчик, первоначально он ведет себя так, как ему подсказывает его внутренняя природная сущность. Но постепенно по мере взросления ему приходится усваивать нормы и правила в обществе, следовать родительским и социальным запретам, реализовывать ожидания от него других людей. Для того, чтобы стать полноправным членом общества, человек вынужден по мере взросления отказываться от себя, чтобы сохранить контакт с миром и важными для него людьми. То, насколько ему удается достичь баланса между своими внутренними задатками и стремлениями и требованиями общества и будет определять степень его индивидуации, то есть реализации.
Однако индивидуация — это процесс, который продолжается всю жизнь. Мы меняемся, и нам необходимо эти внутренние изменения отразить во внешнем мире. Если мы привносим в мир и реализуем свои самые глубинные стремления, при этом находясь в хорошем контакте как со своей внутренней сутью, так и с социумом, тогда мы можем говорить о хорошем контакте нашей сознательной части, Эго, с нашей бессознательной частью, Самостью. Аналитики это называют хорошо простроенной осью Эго-Самость.
Что позволяет нам в течение жизни осуществлять этот контакт? И как вообще происходит развитие человека? В аналитической психологии есть представление о спиральном развитии, человек развивается циклами, проходя те же стадии, но на более высоком уровне. Каков же этот цикл?
Вернемся к уже упомянутому примеру про мальчика, который по мере взросления приспосабливается к внешнему миру, стараясь, с одной стороны, сохранить самого себя, с другой, вписаться в общество. В аналитической психологии мы называем это развитием Персоны, то есть человек развивает Персону для того, чтобы вписаться в общество и занять там свое место.
Персона — это то, каким человек себя презентует во внешнем мире, какой он для других, своего рода имидж. Персона позволяет человеку одновременно устанавливать связь с внешним миром, социализироваться, а с другой, защищает его, скрывая то, что он не готов предъявлять другим. Например, человек может иметь очень веселую, жизнерадостную Персону, быть душой компании, всегда позитивным, неугомонным, даже ветреным. У него появляется определенная репутация, его видят определенным образом. Но сам человек, к примеру, является не совсем таким. Он может иногда быть печальным, хотеть одиночества, серьезно относиться ко многим вещам, но по определенным причинам скрывать это. Скажем, он рос в семье, где ему приходилось очень трудно и нельзя было показывать свою настоящую реакцию, нужно было быть веселым, чтобы быть принятым.
Каждый человек по мере взросления развивает в себе ту или иную Персону под влиянием тех жизненных обстоятельств, с которыми он сталкивается. Персона помогает человеку жить в социуме максимально безопасно для себя и в то же время в нем реализовываться. Основная трудность, которая может возникать в течение жизни, это когда Персона в очень малой степени отражает человека. В этом случае мы говорим о сверхидентификации с Персоной. Человек начинает играть роль и вместо того, чтобы служить ему и помогать, Персона становится его хозяином. Тогда человек теряет связь с самим собой. Например, в упомянутом случае человек может настолько идентифицироваться с образом легкомысленного весельчака, что он совсем не сможет предъявлять другую свою часть, и в какой-то момент напряжение станет вызывать все более сильный дискомфорт. Можно очень долго играть какую-то роль, но быть не собой — это чрезвычайно трудная и невыполнимая задача, так как вынуждает человека изменять самому себе. Обычно в тот момент, когда это напряжение становится почти невыносимым, человек приходит в анализ.
Все то, от чего человек отказался и не захотел принимать или предъявлять как свое, не исчезает, а, согласно Юнгу, попадает в Тень. Тень — это личное бессознательное, в Тени скапливается все вытесненное, неприемлемое. Например, человеку нельзя было ни при каких обстоятельствах показывать гнев и выражать агрессию. И он становится очень мягким, вежливым, спокойным человеком. Но его гнев и агрессивные импульсы не могут просто взять и исчезнуть, так как они являются естественными для любого человеческого существа. Тогда они начинают либо проявляться в виде агрессивных ситуаций, в которые человек постоянно попадает, либо прорываться внезапными вспышками гнева и агрессии, либо приходить в сновидениях или в телесных симптомах. Тогда в анализе становится важным исследовать, проживать и постепенно включать эти отщепленные части личности.
При этом важно помнить, что Тень — это то, что мы можем считать плохим, но на деле оно часто является ресурсным. Например, агрессия часто нужна человеку для того, чтобы защитить себя. И отказываясь от нее, человек может сталкиваться с постоянным нарушением своих границ и быть не в состоянии их отстоять. Также в Тени зачастую могут находиться очень ценные и желанные для человека способности и качества, которым по каким-то причинам не нашлось место в Персоне. Например, ребенок с детства любил рисовать или петь, но в его семье это не поощрялось, от него ожидали, что он станет математиком. И ребенок отказывается от этих качеств, становясь математиком. Но при этом его способности и тяга к пению и рисованию никуда не исчезают, а просто остаются спрятанными. В аналитической психологии этот ресурсный аспект называется золотом Тени. Часто именно работа с Тенью занимает большую часть анализа.
Что же происходит после того, как человек интегрирует свои теневые содержания? Интеграция Тени открывает человеку доступ к лучшему контакту со своей глубинной сутью. Здесь Юнг вводит понятие Анимуса и Анимы, определяя Анимус как внутреннего мужчину в женщине, а Аниму как внутреннюю женщину в мужчине. Внутренние партнеры достраивают нас до целостности, как в китайской философии энергии инь-ян. В результате соединения с внутренним партнером человек обретает те качества, которых ему не достает в жизни и которые он пытается восполнить через отношения с противоположным полом. Скажем, для женщины Анимус часто предстает внутренним партнером, который позволяет ей реализовываться в мире творческим способом, наиболее аутентичным и близким ей самой. А Анима соединяет мужчину с его самыми глубокими чувствами. В современных юнгианских школах есть те, в которых считается, что у каждого человека независимо от пола есть и Анима, и Анимус. В любом случае, если не концентрироваться на теоретических расхождениях, основная мысль заключена в том, что Анима/Анимус — это понятия, используемые для тех аспектов психики, которые помогают нам устанавливать связь со своим глубинным центром, Самостью. Если Персона и Тень связаны с личным, то Анима и Анимус — с коллективным, именно поэтому они являются источниками самих глубинных переживаний и творческой энергии.
Результатом этого контакта является обновление, своего рода новое рождение, которое неизбежно ведет к изменению и Эго человека, и его Персоны. Таким образом, получается, что человек в течение жизни проходит через циклы развития, каждый цикл - это путь от старой Персоны к новой Персоне, которая с каждым разом является все более и более аутентичной и все более выражающей нашу глубинную суть, от старого Эго к новому Эго, которое каждый раз выстраивает более прочный и устойчивый контакт с Самостью, что мы, вслед за Юнгом, и называем индивидуацией.
"Моя жизнь представляет собой историю самореализации бессознательного", - писал К.Г.Юнг в своей автобиографии, осмысливая свой путь индивидуации.
автор Элина Соболева