Современный ритм жизни требует от нас все большей и большей спешки, быстрых реакций и активных действий. По сравнению с гераклитовским временем «все течет, все меняется» мы могли бы сказать, что «все бежит, все проносится». Нас захватывает поток жизни и несет по бурным волнам так, что мы не успеваем разобраться, что происходит.
В такой суете у нас часто возникает потребность хоть на что-то ориентироваться, зацепиться глазом, выхватить что-то в бушующем потоке жизни. Огромные плакаты, громкие слоганы, величественные здания, масштабность окружающего дают нам ориентир на броское, большое, заметное издалека. Мы часто нацелены на глобальные свершения, великие достижения, высокие зарплаты, дорогие предметы, большие апартаменты. Мир укрупнился, мы превратились в великанов и потребности наши стали соразмерны нашему виду.
Размах наших эмоциональных шагов сильно увеличился, просыпаясь утром, мы делаем всего один шаг и оказываемся уже на работе, а через шаг – снова дома. Обедненность чувствами приводит к невозможности ощущать и наслаждаться каждым маленьким элементом большого дня. Есть такая известная народная мудрость – вся жизнь состоит из мелочей. Если мы не видим этих мелочей, проносимся мимо них, наступаем на них, то во что тогда превращается наша жизнь? Ощущение эмоциональной скудности жизни заставляет многих искать все более сильных ощущений, постоянно нужны различные допинги и «усилители» чувств. А если ощущения неприятные, то мы нуждаемся в обезболивании и замораживании.
Возьмем обычный бытовой пример. Если мы привыкли есть только сильно соленую или сильно сладкую пищу, то мы не сможем есть обычную пищу без добавок и усилителей вкуса. Если же мы не используем соль и сахар в больших количествах, то мы в обычной пище сможем ощутить наличие соли и сахара, которые и так присутствуют в продуктах. Если мы не видим малого, то нам необходимо все время укрупнять его до гигантских размеров, чтобы наконец заметить это, увидеть, почувствовать. Помните известную сказку «Принцесса на горошине»? Принцесса смогла ощутить горошину даже сквозь огромное количество пуховой перины. Наша природная чувствительность – то, что позволяет нам испытывать естественные ощущения от естественных процессов без дополнительной стимуляции.
Наш внутренний мир, как красиво написал об этом Николай Кузанский, – микрокосм, точное отражение макрокосма, Вселенной. Наша внутренняя Вселенная – жизнь в микромире, там постоянно что-то происходит. Но мы редко замечаем это, так как процессы эти невидимы нашему глазу и жизнь протекает там по совсем другим законам. Давайте вспомним Алису, попавшую в свою страну снов, в мир бессознательного. Как важно было найти правильный размер, в котором она могла бы существовать в этом мире. Мы могли бы сказать, что, как и Алиса, нам нужно «уменьшиться» до размеров «обитателей» нашего внутреннего мира и тогда мы сможем взаимодействовать с ними. Под «уменьшиться» здесь имеется в виду то, что нам надо сделать наши органы чувств более тонкими, более сфокусированными, направленными на то, что происходит в нас. Скажем так, нам нужно использовать макросъемку. Макросъемка создает совершенно уникальный мир, то, что казалось таким незаметным, вдруг раскрывается и мы видим какую-то удивительную историю жизни.
Посмотрите на эти снимки. Глядя на них, мы становимся свидетелями чьей-то жизни, незаметной для других.
Внимание к таким деталям, возможность быть в этом и видеть это, важны и применительно к тому, что происходит в нас. В нашей душе живут миллионы образов, у каждого из них есть своя живая история. Это то, что легко не заметить, поскольку наши глаза часто направлены на броские и значимые объекты окружающего нас мира. Но внутри нас может быть не менее интересно. Я как аналитический психолог большое значение уделяю работе с образами души, с тем, что живет внутри моих клиентов. Но здесь мне хотелось бы описать свой собственный опыт анализа в качестве примера того, что мне помогает открывать свой микромир. Хочется отметить, что здесь безусловно важен не конкретный метод или способ, их тысячи и у каждого он свой. Скорее здесь важна сама логика процесса, того, куда мы идем. Каждый идет своей дорогой, для меня такой дорогой стал юнгианский анализ.
Личный анализ для меня является совершенно удивительным процессом, так как сессия становится своего рода «жизнью в микромире». Каждый, кто когда-либо проходил свой анализ, знает, что время в анализе течет иначе. Мы словно попадаем в мир, где нет привычного нам линейного времени. Это пространство души, мир, в котором когда-то жили люди, а некоторые и живут до сих пор. Время становится тягучим, обволакивающим, и ты как будто погружаешься во что-то мягкое. Нечто похожее многие люди испытывают во время медитаций или глубокого погружения в любимую деятельность. В этом состоянии мы открываем для себя тишину и покой. И тогда появляется возможность приглядеться к тому, что происходит вокруг. Это похоже на прогулку на природе, когда на какой-то момент так соединяешься с миром вокруг, что попадаешь в резонанс с ритмом самой природы. В такие моменты начинаешь обращать внимание на муравьев, ползающих в траве, на солнечные блики, играющие в листве деревьев, начинаешь видеть малое и отмечать переходы между ними. Это попадание в микромир. Наша душа как будто настраивается на макросъемку или замедленную съемку, которая сейчас используется в видео.
Анализ помогает человеку настроиться на тот мир, который находится внутри него самого. И это очень большое удовольствие – погружаться в этот мир, видеть его. Каждый образ сновидения или воображения, воспоминание из жизни, из книги или фильма – все, что почему-то затрагивает нас, вызывает чувства, является таким вот маленьким существом, живущим в нашем микромире. И у него есть своя история. Узнать эту историю, установить дружескую связь с внутренним образом, стать «натуралистом» и исследователем своего микромира – такое же сильное ощущение для меня, как для биологов исследование мира насекомых, а для физиков исследование квантов.
Мне кажется, что не так важно, чем конкретно мы занимаемся, – макрокосмом или микрокосмом, поскольку это суть разные стороны одной реальности. Скорее важно то, как мы это делаем. Посвящение в тайны планеты и в тайны души требует более внимательного, вдумчивого, аккуратного подхода, сфокусированности и погруженности. Малые формы, незаметные, но являющиейся основой жизни, способны придать ценность нашему существованию, помочь ощутить внутреннюю связь с собой и с миром. Это как процесс принятия пищи. Если быстро есть и заглатывать все без разбору, не ощутишь ни вкуса, ни насыщения. С нами со всеми случилось нечто очень важное – с нами случилась жизнь, но как понять это, не пережив ее всеми чувствами и всей душой.