В аналитической психологии большое значение придается идее «соединяющего третьего». Это третье появляется в результате способности удерживать две противоположности до тех пор, пока не произойдет переход на качественно иной уровень, вмещающий в себя эти противоположные стороны.
Мы не знаем, откуда на самом деле появляются сны и что они с собой несут. Однако интерес к снам как к жизни души до сих пор остается невероятно высоким. Вся традиция глубинной психологии, начиная с Фрейда, уделяет большое значение сновидениям, видя в них очень важные послания души, пытаясь через сны понять бессознательное человека и обогатить этим его жизнь.
В период сильного погружения в бессознательное человек сталкивается с очень трудными чувствами, все те страхи и переживания, которые когда-то были оставлены позади, снова актуализируются. В сновидениях к человеку часто возвращаются давно забытые образы прошлого, люди, события.
Основная цель юнгианского анализа — помочь человеку быть самим собой, не тем, кем он хотел бы или вынужден быть, а тем, кем он является. Это означает, что в процессе анализа человек узнает и свои светлые, и свои темные стороны и учится жить с ними. Анализ развивает в человеке способность все больше и больше опираться на самого себя и принимать жизнь.
Современный ритм жизни требует от нас все большей и большей спешки, быстрых реакций и активных действий. По сравнению с гераклитовским временем «все течет, все меняется» мы могли бы сказать, что «все бежит, все проносится». Нас захватывает поток жизни и несет по бурным волнам так, что мы не успеваем разобраться, что происходит.
Пожалуй, очень мало найдется на свете людей, которых бы в определенный период жизни не волновали сказочные и мифологические сюжеты. Есть что-то в них такое, что вызывает в нас живой отклик. Эти сюжеты, широко используемые в прошлых столетиях, и в наши дни активно заимствуются людьми искусства и находят свое отражение в фильмах, книгах, живописи, театральных постановках и музыкальных сочинениях.
Джеймс Хиллман определил чувствующую функцию как искусство малых форм. Стоит вспомнить, что когда мы говорим о чувствующей функции в юнгианском ключе, то под чувством мы подразумеваем функцию рациональную, в основе которой лежит определенное отношение к тому, с чем мы соприкасаемся, отношение на основе системы ценностей. Живя, мы ежедневно сталкиваемся с большим количеством как внешних, так и внутренних событий. Что-то происходит снаружи, что-то происходит внутри.
Кали обеспечивает взгляд на мир через призму тени. Она дает понимание того, почему мы сталкиваемся с болезнями, беспорядком и анархией, почему темная сторона преобладает над светлыми силами нуминозного. Она сообщает нам о том, что существование не только про жизнь, но также и про смерть, не только про порядок, но также и про хаос, не только про здоровье, но также и болезнь, не только про добродетели, но также и про пороки. Эти полярные противоположности создают напряжение, которое мы называем жизнью. Когда Кали соединяет нас с темной стороной, она открывает нам возможность целостности.
У нашей души есть нуминозная сторона, которая сопровождает наш рост, и темная сторона, которая обеспечивает экстренное выживание. Это похоже на гражданское управление в мирное время и на военное положение во время войны. Военное положение демонического аспекта души останавливает рост и развитие души и фокусируется на простом выживании личности. Это обитель Кали, под чьим покровительством активизируются обсуждаемые выше защиты. Часто, когда травматическая ситуация разрешилась и кризис остался позади, Кали отказывается отпустить контроль, и тогда задача индивида – постепенно восстановить свое управление личностью, высвободив себя из-под власти архетипа Кали.
Порог предполагает место или момент, где происходит трансформационная работа, обучение или интеграция. Врата представляют собой защиту и испытание, которое должно произойти, прежде чем нам позволят войти и разрешат проделать работу на пороге. Врата часто воспринимаются как места инициации или входов в священные места, святые земли, или как духовно значимые переходы. Очень глубокие архетипические чувства могут выйти на поверхность, когда мы находится «у врат».
Архетип Ганеши несет с собой три урока. Первый урок учит нас тому, что искра возможности может возникнуть в скуке и пустоте. Часто мы попадаем в Зону Исцеления, когда мы проживаем то, что Эго воспринимает как скуку, но наша душа ощущает как творческую возможность.
Аналитическая психология относится к направлению так называемой глубинной психологии, в основе которой лежит идея о том, что мы — это не только то, что мы о себе знаем, но даже в большей степени то, чего мы о себе не знаем.